Амдерма — «будущая столица Севморпути». Сегодня в поселке Амдерма проживает менее 500 человек (в 1980-е годы там проживало более пяти тысяч). Но при этом здесь существует развитая инфраструктура, необходимая для жизнеобеспечения и осуществления хозяйственной деятельности, имеется структурное подразделение гидрометеорологической службы, в перспективе планируется размещение сил МЧС России. Именно поэтому Амдерма рассматривается сейчас как будущая столица Северного морского пути. Территория поселка Амдерма относится к северной строительно – климатической зоне I Г. Расчетные температуры для проектирования отопления ивентиляции соответственно равны -36°С и -24°С. Продолжительность отопительного периода 323 дня. Почва и грунты песчаные и суглинистые пригодные для строительства. При строительстве на участке, где развита многолетняя мерзлота необходимо при инженерной подготовке площадки произвести предпостроечное оттаивание грунтов, убрав для этой цели насыпной слой. Главным образом при формообразовании комплекса послужило традиционное жилище эскимосов, так называемая «И́глу». Основной идеей проекта создание энергоэффективного многофункционального центра для комфортного проживания людей, которые будут работать в тяжелых климатических условиях. Люди не должны чувствовать замкнутости пространства, или отдаленности от цивилизации, поэтому, мы создаем для них необходимы условия для комфортной жизни. Это и школа, и детский сад, и рекреационная зона, и спортивный комплекс, широкие прогулочные галереи, мы создаем своего рода «город» с искусственным климатом. Этот комплекс будет выполнять четыре основные функции: 1.Для жизни рабочих, которые работают вахтовым методом на предприятиях арктического региона. 2.Для жизни ученых полярников, которые будут проводить научно-исследовательскую деятельность в различных областях науки. 3.Спасательный центр МЧС РФ, способный оказывать при необходимости помощь как на море, причем и морякам и нефтяникам и газовикам. А также ремонтно-техническая база для судов, идущих по северному морскому пути. 4.Для базирования сил противоздушной обороны страны. Архитектурно-планировачное решение объекта во многом обусловлено выбранной энергоэффективной формой и функциональными взаимосвязями, то есть расположением блоков Общественного назначения (спортивный блок, облуживание, культурного отдыха) и жилых блоков, подъездных дорог, морского порта и аэропорта. Схему функционального взаимодействия объектов, условно можно разделить на четыре блока: 1)Жилой 2)Общественный 3)Энергообеспечение 4)Траспортный Композиционное и объемно-планировачное решение генерального плана. В процессе анализа мы опирались на три важнейшие проблемы для этого региона, такие как ветер, снег и энергоэффективность сооружения. По причине сильных ветров, среднегодовая которых достигает 5-7 м/с, а максимальная до 35 м/с, мы создали оптимальную аэродинамичную форму в виде оптикаемого полукруга, где ветер будет распределяться равномерно и не мешать жизни людям, в нутрии комплекса ( см. ветровую схему). Эта форма также не даст скапливаться снегу на крыши и тем самым уменьшить несущую способность конструкции, что даст возможность нам применить быстровозводимые конструктивные схемы. Энергоэффективность здания будет обеспечена, как формой центрального ядра комплекса ввиде полусферы, так и способностью здания вырабатывать энергию самостоятельно, при помощи ветрогенераторов. Город будет иметь замкнутый цикл жизнеобеспечения. Например, техническая вода будет проходить через фильтры и становится питьевой водой и использоваться. В центре композиции находится комплекс зданий общественного обслуживания, спорта, центральный двор для прогулок, по контуру формируется кольцо из жилья, школы и детского сада. Линию центрального ядра в виде круга поддерживает внутренний транспорт (движущиеся дороги). На территории располагаются жилые кластеры (ячейки) с закрытым двором. Для перевозки рабочих, обсуживающего персонала, а так же для проживающих людей, в состав комплекса был включен действующий аэропорт «Амдерма», который принимает судна любой грузоподъемности, так как в советское время он использовался для сил противоздушной обороны. В то же время перевозка может осуществляться при помощи вертолетов и малых самолетов местной авиации. В состав комплекса будет включен морской порт (для базирования сил МЧС) с судоремонтным предприятием, для оказания технической помощи суднам проходящих по северному морскому пути. Для обеспечения людей электроэнергией и теплом создаем мощный энергоблок, который бы работал на постоянной основе уже на тех углеводородах, которые будут добываться в том районе, где он буде существовать.. Проект не предусматривает никаких сбросов мусора или неочищенной воды в океан. В комплексе будет мусороперерабатывающий завод и очистительные сооружения. Также в городе было предусмотрено блок с автомобильным хозяйством на 150 единиц вездеходной техники. Этот комплекс может стать универсальной жилой единицей на 3000 человек, для любого арктического региона, как нашей страны. Энергоэффективность. В проекте в качестве дополнительного утеплителя применяется современный теплоизоляционный материал на основе аэрогеля «SpaсeLoft». Его коэффициент теплопроводности равен 0,015. Известно, что едва ли не наибольшая часть тепла (до половины) теряется через окна, именно поэтому в проекте был использован так называемый теплопакет. Теплопакеты - энергосберегающие стеклопакеты. Специальные энергосберегающие стеклопакеты придумывались с учетом всех путей теплопотери. Усовершенствованию подверглась как рама, так и стекло. В проектируемом объекте также применяется смешанная система освещения. Помимо энергосберегающих ламп, используется, так называемая, система гибридного солнечного освещения. На крыше устанавливается солнечный коллектор из параболических пластиковых зеркал, концентрирующих солнечный свет, который попадает в помещения через оптоволоконный пластиковый кабель. Экономия электроэнергии свыше 80%. В качестве альтернативного источника энергии используется ветреная энергия. Для ее получения предусмотрено размещение на крышах зданий Вертикальные ветрогенераторы. Альтернатива ветрогенераторам с горизонтальной осью есть - ветроустановки на базе так называемого ротора Дарье с вертикальной осью вращения ветроколеса. У такой установки есть ряд очень важных преимуществ, классическую горизонтально-осевую турбину нужно постоянно ориентировать на ветер, а для турбины в вертикально-осевом исполнении направление ветра значения не имеет. Кроме того, горизонтально-осевые установки автоматически отключаются, если сила ветра превышает некоторое максимально-допустимое значение и ротор начинает вращаться слишком быстро. А с установки с вертикальной осью могут работать при любой силе ветра, даже в сильный шторм.