Современные средовые образования, предназначенные для детей - одна из самых актуальных сфер средового дизайна. В нашей стране детские игровые площадки (ДИП) чаще всего находят свое место в жилом пространстве, поэтому предлагаемый проект демонстрирует авторский подход к организации открытой игровой среды именно в контексте жилого двора. Для этой цели был выбран двор по адресу ул. им. Ткачева, г. Волгоград, который представляет собой довольно распространенный закрытый тип дворового пространства, пересекаемый пешеходными маршрутами под углом 45 градусов. Помимо непосредственной организации игровых и рекреационных процессов в рамках проекта была предусмотрена полузаглубленная парковка, цель которой - освободить дворовое пространство от личных транспортных средств. Проектирование игровой среды началось с аналитической работы. Прежде всего, был проведен анализ существующих разработок в области ДИП. Все рассмотренные прототипы можно условно разделить на две группы. К первой относятся модульные конструкции широкого ряда производителей, которые можно увидеть практически в каждом дворе. Благодаря модульности, а, следовательно, простоте в производстве и установке, именно они оккупируют дворы и создают у потребителя образ «современного» детского пространства, несмотря на то, что постоянно подвергаются критике (неудовлетворительное цветовое решение, буквализм в формообразовании, отсутствие выразительных форм). Второй тип, в отличие от стандартизированного оборудования, в большей степени обращен к фантазии ребенка, его способности к смыслотворчеству и нарративной игре. Более чем вековой опыт организации детской среды, включающий в себя теоретические труды и практическое применение идей педагогов (М.Монтессори), архитекторов (А.ванЭйк, Ч.Форберг, П.Фридберг), скульпторов (Э.Меллер-Нильсен, М.Гроссерт, И.Ногучи) и представителей других творческих профессий объединяет одно утверждение. Оно заключается в том, что для наиболее гармоничного развития и выявления индивидуальных потребностей и талантов ребенку необходим «усовершенствованный чистый лист» - среда, наполнение которой лишено предписанного функционального назначения. Подобные идеи находят воплощение и в XXI веке. Однако, в большинстве своем, они носят единичный характер: это проекты, рассчитанные на конкретную ситуацию, заполненные уникальным или редким, сложным в исполнении оборудованием, что делает их на порядок дороже и малодоступными для рядового потребителя. Также проектированию предшествовал анализ игровой и рекреационной деятельности на территории жилого пространства. Было выделено 14 видов деятельности, распределенных по различным возрастным категориям. Стоит отметить, что выделенные виды игры не требуют какого-либо конкретного оборудования, обладающего предписанной функцией. Все вышеизложенное легло в основу авторской идеи, которая заключается в совмещении преимуществ двух обозначенных типов ДИП: разработке нового типа модульного оборудования, лишённого буквалистских образов и предписанных функций. Взяв за образец многочисленные примеры скульптурной и образной детской площадки 30-70 гг. ХХ в., а также детской игровой среды с активным применением ландшафта, автор проекта разработал 4 вида оборудования: 1) модульная скульптура, 2) модульный ландшафт, 3) модульное ударопоглощающее покрытие, 4) каркасное оборудование. Все оборудование разработано на основе модуля, который позволяет сочетать все виды оборудования между собой. Проанализировав различные эргонометрические данные, автор проекта пришел к выводу, что наиболее оптимальное расстояние в качестве модуля составляет 450 мм. Эта величина дробится на 3 удобных отрезка по 150 мм. Наращиваемые величины также соответствуют среднестатистическим параметрам. Используя сетку с шагом 150 и 450 мм, создаются плавные линии базовых форм оборудования. Размещение оборудования на участке осуществляется при помощи модульной сетки 1800*1800 мм. Игровая скульптура представляет собой модульную систему, состоящую из объемных элементов (Тела, Головы, Руки и Ноги). Модули классифицируются по конфигурации и положению относительно друг друга. «Тело» является основным и наиболее крупным модулем, к нему крепятся более мелкие элементы. Преимущество данной модульной системы заключается в разнообразии возможных вариаций. Оно обеспечивается в двух направлениях. Во-первых, строение элементов делает возможным большое количество структурных вариаций (см. схему «Карта вариаций»). Во-вторых, сами элементы представляют собой довольно обширную номенклатуру. Каждый элемент имеет несколько конфигураций. 4 вида элементов (Тела, Головы, Руки и Ноги) также варьируются по количеству глазковых соединений. Вдобавок, тела варьируются по целостности основной формы (наличие тоннеля, половина базовой формы). Игровой ландшафт представляет собой модульную систему, состоящую из квадратных в плане частей (1800*1800 мм), имеющих разнообразные выпуклости. Модули классифицируются по виду выпуклостей: Половинка, Две половинки, Гора, Волна. Выпуклости могут быть Высотой 300, 450 и 750 мм, что тоже соответствует принятому модулю. Помимо базовых форм, имеются модификации 3-х видов: Вулкан, Пещера и Колодец. Ударопоглощающее покрытие представляет собой плитку из EPDM-крошки трех основных геометрических форм: квадрата, круга и треугольника. Их габаритные размеры соответствуют модулю, что позволяет компоновать их вместе с игровым ландшафтом. Каркасные изделия представляют собой модульную систему, включающую элементы стального каркаса и навесные стенки, выполненные из древесины (лиственница). Формообразовательной основой для этих элементов благоустройства является куб и призма (габаритные размеры 2700*2700*2700 мм). Несмотря на простоту базовых объемов, система допускает большое число вариантов. Разработанное оборудование устанавливается на распланированных участках-площадках: на крыше полузаглубленной парковки организована универсальная спортивная площадка и две группы уличных тренажеров, рядом с ней располагается зона подвижных игр для детей 6-12 лет. В центре двора, наиболее удаленную от проездов площадку занимает песочница для детей от 0 до 3-х лет и группа беседок для сопровождающих взрослых. С двух сторон ее окружают зоны для детей от 3-х до 6-и лет. Места отдыха для взрослых решены как при помощи каркасных беседок, так и при помощи элементов игрового ландшафта, расположенных отдельно. В проектное решение также входит предложение по цветоорганизации ДИП. Разработаны две цветовые линейки, ненасыщенная (15 цветов) и насыщенная (11 цветов). Цвета первой линейки применяются к крупным модулям, таким как Тела, сегменты игрового ландшафта, штучное ударопоглощающее покрытие, цвета второй линейки - к мелким деталям: Тайным Знакам, Рогам. Небольшие скульптурные модули (например, Ноги) могут быть окрашены в цвета из обеих линеек. Таким образом, каждый элемент модульной системы имеет от 11 до 26 цветовых вариаций. Цветовое решение способствует раскрытию потенциала принципа модульности в организации разнообразной игровой среды с широкими дидактическими возможностями, а преобладание ненасыщенных, более сдержанных цветов наряду с наличием меньших по площади ярких цветовых акцентов, сделает данную среду более комфортной и эстетичной. Разработанная система оборудования и рекомендации по ее применению в условиях городской среды не заявляются как единственно верный ответ на все педагогические и игровые потребности, однако призваны составить свежую альтернативу сложившемуся у потребителя образу открытого детского пространства.