Дети моделируют в игре мир вокруг них. Это их способ приобрести способности взрослых и понять их образ жизни. Таким образом, умственное и физическое развитие, а также поддержание здоровья, является естественным результатом всех видов деятельности, в которые вовлекают детей игровые пространства. Именно поэтому является актуальной тема дипломной работы: «Общественные игровые пространства для детей». Целями работы является изучение общественных игровых пространств для детей как элемента дизайна среды и приобретение навыков их проектирования. Работа состоит из 2-х частей. В первой – теоретической части – производится исторический анализ развития общественных игровых пространств для детей, обобщение и классификация детских игровых пространств по различным признакам. Вторая часть работы – проектная. В ней производится выбор места для проектирования в соответствии с выявленными в первой части работы типами расположения игровых пространств в городе и формируется проектное предложение для них. 1. Игровое пространство в парке Идеей данного проектного решения было создание современного пространства русских сказок (с элементами иллюстраций И. Я. Билибина). Это ненавязчиво вовлечёт детей в сказочный мир, а у взрослых возможно сломает примитивные стереотипы относительно русской народной тематики в дизайне среды. Входная дорожка приводит нас к «ковру-самолёту» - площадке с ярким покрытием с узором, в пространстве которого располагаются различные карусели и батуты. Тропинка опоясывает зону песочницы и избушек, над которой парит лёгкий кружевной навес. Далее тропинка раздваивается, одна её часть ложится вокруг «кратера» с горками, а вторая – приводит к ручью мимо холмов, на одном из них сидит «жар-птица», её хвост «покрывает» часть холма. На втором холме располагается башня. На третьем – домик бабы-яги, на «ножках». Доминантой всего пространства служит деревянный терем с несколькими «палатами» и башнями, одна из которых стоит также на холме. Южнее, с ещё одного холма спускается ручей, течение воды усиливается с помощью водяной мельнице. Площадку опоясывает дорожка с деревянным настилом, с одной стороны создавая места для сидения родителей в виде амфитеатра, с другой, сужаясь, приводит к «прудику» с камышами. Амфитеатр спускается к площадке с гуслями, которые воспроизводят старый русский музыкальный инструмент. Её продолжает площадка с сенсорным оборудованием, которое подойдёт для детей с особыми возможностями: тактильное оборудование создающее вибрации и звук, оборудование для познания свойств света и воды, оборудование для развития обоняния, звуковое оборудование, оборудование для игр с водой, также специальную песочницу и карусель для маломобильных детей. В пространство площадки интегрированы другие тематические элементы, такие, как дерево с золотыми яблоками, на котором располагаются качели и канат, русская печь с яркими узорчатыми изразцами, деревянные русские витязи. Между деревьями прячется оборудование из зеркальных поверхностей. Таким образом площадка совмещает в себе аутентичные элементы средневековой Руси и современное оборудование. По формообразованию это пространственное решение. По материалу превалирует дерево как оптимальное решение для природной среды. 2. Игровое пространство в жилой среде Игровое пространство представляет собой «каскад прудов-террас», которые имитирует голубое резиновое покрытие. В это пространство интегрированы различные игровые элементы, в которых едва заметно присутствуют образы подводного мира. По формообразованию площадка представляет собой пространственное решение, по материалу – смешанный тип, что даёт наибольшее разнообразие решений. Помимо оборудования для физической активности, в игровое пространство включены тактильные элементы, элементы для игры с водой, познавательные элементы, элементы для рисования, звуковые элементы, смотровые площадки с подзорными трубами. 3. Компактные игровые пространства Они занимают небольшую площадь, за счёт этого могут внедряться в различную городскую среду, кроме того, являются самоценными арт-объектами. По пространственно-временным характеристикам чаще всего они временные и мобильные. По формообразованию объекты представляют собой в основном объёмные решения. Одним из интересных объектов является абашевская игрушка. Аба́шевская игру́шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области, где производили сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Игровые скульптуры предполагается изготавливать из цветного пластика и устанавливаться в центре города, как символ Пензенского края и самобытности русской культуры. Таким образом, были изучены и спроектированы различные типы игровых пространств: по пространственно-временным характеристикам, по образно-стилистическим особенностям, по возрасту детей и по видам игровой деятельности, на которые оно рассчитано.